Какая роль денег в обществе, эксперимент ученых

Галина Лисецкая | Отношения

Янв 23
роль денег в обществе

Роль денег в обществе весьма любопытна. У денег нет собственной ценности. Деньги перестают быть материальным феноменом.

Металлические деньги вы не можете использовать даже как средство украшения. Деньги из драгоценных металлов прекратили свое хождение, ну если только используются как средство накопления и то... попробуйте сдать 10 золотых рублей, увидите как вам их оценят.

Мир переходит на электронные деньги, которые не можешь потрогать, взять в руки. И тем не менее, роль денег в обществе человека – высока. На сегодняшний день деньги являются связующим элементом между производителями и потребителями, богатыми и бедными, близкими и незнакомыми людьми.

Если бы не появились деньги, то возможно мы бы и жили, как первобытное общество: сами бы добывали пропитание, шили себе одежду, жили в пещерах, а не в комфортных домах. Поскольку именно деньги дали возможность производить обмен товарами и услугами, развили торговлю.

Я считаю, что деньги - величайшее изобретение человечества. Удобное, комфортное средство не только обмена, но и накопления. К сожалению, кто-то считает, что его обделили при обмене, а кому-то сложно копить деньги. И вместо того, чтобы разбираться с собой, люди предпочитают во всех своих трудностях обвинять деньги.

Они отводят деньгам роль, которая им не свойственна , смешивая нравственные качества человека с деньгами. Нравственность – понятие из области ценностей и воспитания. Морально-нравственные ценности могут быть нарушены тогда, когда потребность в выживании сводит человека на уровень животных.

Жаль, что сейчас многое меряется именно завышенной ролью денег в обществе и поэтому, все чаще слышишь: хочу денег,  мечтаю о деньгах, работаю за деньги.  

Если деньги это ресурс, то логично, что хотеть надо цель, а не только средство достижения. 

Купить дом, стать высококвалифицированным специалистом, лучшим врачом или педагогом…есть много того, что действительно стоит хотеть и к чему стремиться.

И все же, не стоит пренебрегать ролью денег в жизни общества, если находишься в финансовой яме и они просто тебе нужны как инструмент выхода из нее. И не стоит себя оправдывать тем, что тема денег сложна, скучна и вам не понятна.

Лучше развивайте свой финансовый интеллект, осваивайте хотя бы финансовую грамотность. Потому, что освоить роль денег в обществе смогли и братья наши меньшие.

Идею роли денег в обществе освоили даже обезьяны

Сегодня хочу поделиться с вами одной историей. Она поучительна с одной стороны, с другой – вдохновляющая. В ней отлично показано, какую роль могут играть деньги в жизни, в обществе. Какие проблемы могут появиться  в среде животных, а что уж говорить о людях.

Двое ученых из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент,  – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

“На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки”, – говорят ученые.

Какую роль играют деньги в обществе капуцинов?

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.

За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других. 

Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

Роль денег в рыночных отношениях

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу.

Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась.

После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».

Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин.

Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую. А нам, прекрасный результат показывает, что познать деньги – не сложно. Главное иметь мотивацию, желание. О метафизических явлениях денег, нашей психологии, мы будем изучать уже в программах. Как видим роль денег не малая в обществе не только человека. 

Что вы думаете о таком эксперименте? Поделитесь своим мнением.

описание эксперимента:  www. zmescience.com

Об авторе

Эксперт в теме роста доходов для женщин. Помогаю женщинам самореализоваться и достичь финансового благополучия

  • Светлана:

    Галина и я в шоке – как же так получается, что и животные меняют поведение, когда к ним попадают деньги?

  • Дэн Левцов:

    Не совсем понятно, получается, что деньги выстраивают общество?

  • Что же удивительного – выражаясь библейским языком, князь мира сего правит нами как животными. Деньги – его изобретение

  • Здравствуйте, Галина!
    Да, эта информация наводит на размышления. Первое: что денежные отношения вносят свои коррективы в отношения в социуме. Второе размышление связано с вопросом – а как раньше эти обезьяны проявляли агрессию по отношению к сородичам? Если, конечно, проявляли. И ещё я начала размышлять о том, что денежная энергия вскрывает,проявляет скрытые качества людей и обезьян в данном случае. Или не сама денежная энергия, как таковая, а схема перераспределения продуктов жизнедеятельности. Есть над чем подумать ещё. Чувствую, что задеты внутренние струны…
    Благодарю за статью. Читала её раньше, а так глубоко не задумывалась.

    • Оля, вот любопытно, что там ведь и не было денежной энергии. Там не было денег, а были пластмассовые жетончики. И тогда возникает очень интересный вывод, что скрытые качества у нас проявляются не из-за денег, не из-за энергий…. Меня эта статья заставила глубоко задуматься и зацепила.

  • Поступил еще такой вариант, просто написали не туда – в задать вопрос. Подруги, к статьям комментарии пишите здесь, под статьей. Так понятнее и видно другим. Но гипотеза тоже интересная: принцип дрессировки- ведь это тоже самое. Вопрос в наличии материального предмета – эквивалента?

    Павлов проводил свои эксперименты, да там была реакция -стимул. И здесь она подтверждается. Сделал дело, получил пластмаску. Но, животные пошли дальше ведь и выстроили иерархию. А этому их не учили, не дрессировали.

  • >